Города строятся, развиваются, захватывают
все новые и новые земли, городская застройка прячет под собой ручьи, свалки,
кладбища, овраги, болота. И часто уже никто не помнит, что было на месте
нынешней высотной или промышленной застройки. Но прошлый ландшафт порой
напоминает о себе…
Горелое болото находилось в районе
современных улиц Рогачевской, Ветковской и Красноармейской, простиралось на
запад в сторону железной дороги и залинейного района Гомеля. Отмечено на карте
1838 г.
В 1850-70 гг. здесь уже существовали
отдельные дома в районе современной улицы Красноармейской (до революции
Генеральская), между улицами Красноармейская и Карповича (бывшая Вокзальная),
на проспекте Ленина (бывшая Замковая), на улице Катунина (бывшая Техническая).
Массовая застройка территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу, началась
в 1875 г., т.е. после строительства Либаво-Роменской железной дороги,
железнодорожной станции и мастерских.
Горелое болото постепенно осушалось и
засыпалось. При прокладке железной дороги его расчленили на две части.
Восточная часть – район современных улиц Рогачевской, Ветковской, Курчатова,
Победы. Западная часть – район современных улиц Воровского, Киевской, Б.
Хмельницкого, Химакова, Свободы. Территория болота застраивалась бревенчатыми
домами и отличалась непролазной грязью. Отмечается, что иногда передвижение
между домами осуществлялась на лодках (конец 19 века).
Почему «горелое»? Версия такая: после
постройки железной дороги и станции в болото стали сваливать шлак из паровозных
топок. Горы шлака дымили в болоте, превращенном в свалку железнодорожных
отходов. Хотя на карте 1838 г. название
«Горелое болото» присутствует, т.е. до строительства железной дороги.
Описание
района болота в 1911 г. (Ф.Н. Жудро, Н.А. Сербова и Д.Н.
Довгяло): «От мужской гимназии (нынешнее
здание БелГУТа) до линии железной дороги раскинулась целая часть города,
носящая название Полесского переезда или Горелого болота. Место порядочно
распланировано и густо застроено хорошими домами. Но на улицах невылазная
грязь, на некоторых из них целое лето стоят большие лужи гнилой воды. Тут же, почти
в центре города, обширное «горелое болото» густо поросло кустарником, осокой,
тростником. В нем купаются свиньи, утки, гуси, бабы полощут белье, ребята ловят
черепах! Обыватели так уже сроднились со своим болотом, так привыкли к пению
лягушек, что если бы «Горелое болото» высохло, они непременно пожалели бы его».
Окончательное сушение болота проводилось
в первой половине 20 века, а к 1960-м гг. оно было окончательно засыпано. В
1950-е гг. болото еще существовало в районе привокзального рынка. А на месте
последнего оставшегося участка болота
был построен автовокзал.
В настоящее время следов болота конечно
не найти, но… Район отличается некоторыми
негативными явлениями. Одно из них частое затопление во время ливней.
Фактор, определяющий заболоченность участка за счет поверхностного стока,
сохранился – это рельеф. Высотные отметки территории бывшего болота 136-137 м,
а сопредельные территории 139-140 м. Особенности геологического строения также
не способствуют дренажу территории – моренные отложения (супеси, суглинки)
обладают низкой фильтрующей способностью. В таких условиях ливневая канализация
периодически не справляется со своей главной задачей. И можно наблюдать вот
такое:
И читать сводки происшествий:
2.06.2013
Гомельские
улицы затопило ливнем. Обрушившийся на Гомель сильный дождь в обед
воскресенья затопил несколько участков дорог. → http://odsgomel.org/rus/news/gomel/43171/
В районе гомельского автовокзала уровень воды поднялся
так резко, что припаркованный автомобиль почти скрылся под водой. Залило и
торговые палатки, где продают рыбу, в воде плавал чей-то чемодан, а городское
автобусы не могли проехать к месту стоянки, из-за чего образовалась пробка на
подъезде к вокзалу.
Мощный
ливень обрушился на города в воскресенье, 2 июня, днем. Особенно пострадала Привокзальная площадь,
где уровень воды достиг 1 метра. Оказалось нарушено транспортное сообщение.
Многие автобусы не могли подъехать к остановке, и водители ожидали около часа,
пока сойдет вода. В результате на подъезде к вокзалу образовалась пробка. http://belnovosti.by/society/9033-gomel-zatopilo-vo-vremja-silnogo-livnja.html
7.08.2014
г.
Прошедший
ливень вновь затопил улицу Шевченко в районе автовокзала → http://odsgomel.org/rus/news/gomel/52845/
Природа мстит
ОтветитьУдалитьДля кого-то ты болото,а для нас роднее нет!Детства милое болото, ты горелое болото! Как попасть туда охота...
ОтветитьУдалить