В книге Р.В. Дольника «Непослушное дитя биосферы» есть
фрагмент, посвященный игрушкам.
«Игрушки
нужны детям, и, если им их не хватает, они способны делать их сами. Так и было
раньше. Из палочек, глины, травинок, шерсти, шкурок, тряпочек дети создавали
нечто, в чем только их особое воображение могло увидеть куклу, козлика, зайчика,
медвежонка.
Современного
ребенка окружает гигантский мир игрушек, которые поставляет весьма прибыльная
производственная индустрия игрушек. Десятки тысяч опытных специалистов ищут и
находят пути к сердцу ребенка, создавая все новые модели, перед которыми ему не
устоять. Они знают массу секретов, далеко не очевидных.
Прежде
всего, если речь идет об игрушках, изображающих продукты деятельности человека
– инструменты, машины, оружие, домашнюю
утварь, то чем натуральнее они, чем точнее воспроизводят «всамделишные» вещи,
тем они больше нравятся малышу».
Вот примеры
таких игрушек. Да вот это игрушки!
И вот такая...О-О-О-О-О!!!
Далее Р.В.
Дольник отмечает, что с игрушками, изображающими животных, это не так. «Точная
копия животного меньше привлекает ребенка, чем искаженная, но искаженная
определенным образом. Как же? Голова должна быть большая и круглая, конечности
укорочены, нос приплюснут, уши большие, округлые и топорщиться, глаза смотреть
вперед, живот большой и округлый. В таком исполнении ребенок одинаково хорошо
принимает и мышь, и зайца, и собаку, и медведя, и тигра. Его не смущает, что
некоторые из них — хищники».
«Но, если,
наоборот, сделать голову меньше и удлиненной, нос и конечности длинными, уши
прижатыми и острыми, а глаза сдвинуть на бока головы, дети избегают таких
игрушек, особенно изображающих хищников. Очень хорошо, если игрушка покрыта
шерстью (мы уже знаем, почему) и шерсть эта мягкая и длинная.
Мастера
давно обнаружили этот секрет, но этологи только недавно поняли, в чем тут дело.
А дело в том, что детям нравятся игрушки, несущие общие для многих животных
признаки детеныша. Это не зайцы, псы, медведи, козлы, тигры, а зайчата, щенки,
медвежата, козлята, тигрята. С ними можно играть, они будут играть. А со
взрослыми играть нельзя, они играть не будут.
Опыты с
животными показали, что многие из них узнают в показанной им модели детеныша по
этим же признакам. Поэтому они узнают детенышей не только своего вида, но и
многих чужих видов. И если в их программах есть табу обижать детеныша или
обижаться на него, это табу часто срабатывает и на детеныша чужого вида.
Суровый пес терпеливо сносит заигрывания ребенка, козленка, гусенка, потому что
пес не может обижать щенка. Мы тоже испытываем теплое чувство, жалость,
умиление к детенышам с ярко выраженными детскими признаками. А виды,
сохраняющие их всю жизнь, нам очень симпатичны».
А эта зверюга явно не добрая.
Взрослые
тоже любят игрушки. Но другие…
Взрыв
креативности:
Или это все для детей?! На пробуждение каких инстинктов рассчитаны эти монстры?
По
книге: Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в
компании птиц, зверей и детей. Санкт-Петербург, Москва, 2004.
Комментариев нет:
Отправить комментарий