суббота, 25 июля 2015 г.

Игрушки с точки зрения этологии

В книге Р.В. Дольника «Непослушное дитя биосферы» есть фрагмент, посвященный игрушкам.
«Игрушки нужны детям, и, если им их не хватает, они способны делать их сами. Так и было раньше. Из палочек, глины, травинок, шерсти, шкурок, тряпочек дети создавали нечто, в чем только их особое воображение могло увидеть куклу, козлика, зайчика, медвежонка.

Современного ребенка окружает гигантский мир игрушек, которые поставляет весьма прибыльная производственная индустрия игрушек. Десятки тысяч опытных специалистов ищут и находят пути к сердцу ребенка, создавая все новые модели, перед которыми ему не устоять. Они знают массу секретов, далеко не очевидных.


Прежде всего, если речь идет об игрушках, изображающих продукты деятельности человека –  инструменты, машины, оружие, домашнюю утварь, то чем натуральнее они, чем точнее воспроизводят «всамделишные» вещи, тем они больше нравятся малышу».
Вот примеры таких игрушек. Да вот это игрушки!





И вот такая...О-О-О-О-О!!!




Далее Р.В. Дольник отмечает, что с игрушками, изображающими животных, это не так. «Точная копия животного меньше привлекает ребенка, чем искаженная, но искаженная определенным образом. Как же? Голова должна быть большая и круглая, конечности укорочены, нос приплюснут, уши большие, округлые и топорщиться, глаза смотреть вперед, живот большой и округлый. В таком исполнении ребенок одинаково хорошо принимает и мышь, и зайца, и собаку, и медведя, и тигра. Его не смущает, что некоторые из них — хищники».




«Но, если, наоборот, сделать голову меньше и удлиненной, нос и конечности длинными, уши прижатыми и острыми, а глаза сдвинуть на бока головы, дети избегают таких игрушек, особенно изображающих хищников. Очень хорошо, если игрушка покрыта шерстью (мы уже знаем, почему) и шерсть эта мягкая и длинная.
Мастера давно обнаружили этот секрет, но этологи только недавно поняли, в чем тут дело. А дело в том, что детям нравятся игрушки, несущие общие для многих животных признаки детеныша. Это не зайцы, псы, медведи, козлы, тигры, а зайчата, щенки, медвежата, козлята, тигрята. С ними можно играть, они будут играть. А со взрослыми играть нельзя, они играть не будут.


Опыты с животными показали, что многие из них узнают в показанной им модели детеныша по этим же признакам. Поэтому они узнают детенышей не только своего вида, но и многих чужих видов. И если в их программах есть табу обижать детеныша или обижаться на него, это табу часто срабатывает и на детеныша чужого вида. Суровый пес терпеливо сносит заигрывания ребенка, козленка, гусенка, потому что пес не может обижать щенка. Мы тоже испытываем теплое чувство, жалость, умиление к детенышам с ярко выраженными детскими признаками. А виды, сохраняющие их всю жизнь, нам очень симпатичны».


А эта зверюга явно не добрая.

Взрослые тоже любят игрушки. Но другие…


Взрыв креативности:




Или это все для детей?! На пробуждение каких инстинктов рассчитаны эти монстры?

По книге: Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Санкт-Петербург, Москва, 2004.


Комментариев нет:

Отправить комментарий