В 1992 году Хартия географического образования была
одобрена Генеральной Ассамблеей Международного географического союза (МГС) на
27-м Международном географическом конгрессе в г. Вашингтоне, США (www.igu-cge.org).
Содержащееся в Хартии 1992 г. заявление остается чрезвычайно важной основой для
географического образования и в XXI веке.
Международная Хартия
географического образования, разработанная Комиссией МГС по географическому
образованию, была одобрена Генеральной Ассамблеей Международного
географического союза на Международном географическом конгрессе в г. Пекине в
августе 2016 года.
Международный
географический союз высоко оценил принципы и практики, представленные в Хартии
в качестве Международного плана действий. С помощью этого плана люди во всех
странах мира смогут получить географическое образование, на которое они имеют
право.
Международный
географический союз на своем Конгрессе в Пекине в 2016 году утвердил данную
Хартию, адресованную правительствам и народам всех стран мира, и предложил
считать провозглашенные в ней принципы и практики основой, благодаря которой
значение географического образования во всех странах должно быть сохранено.
Хартия 2016 года подтверждает преемственность
провозглашенных предшествующим документом положений и утверждает, что:
•
География – это наука о Земле, её
природной среде и обществе. География также изучает человеческую деятельность в
её взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой как на локальном, так и на
глобальном уровне.
•
География служит связующим звеном между
естественными и общественными науками и является дисциплиной, трактующей
причины территориальных различий и пространственного разнообразия явлений,
событий и процессов в пределах различных территорий, поэтому она должна
рассматриваться как неотъемлемая часть воспитания всех членов любого общества.
•
Географическим образованием пренебрегают
в одних частях мира, а в других оно плохо структурировано и не получает должной
поддержки.
При условии эффективного преподавания изучение
географии способно восхищать и вдохновлять людей. Обеспечение высокого качества
преподавания географии в школах является прямой обязанностью политиков и
ведущих специалистов в области образования на международном уровне.
Открывая возможности для восхищения красотой Земли и
мощью сформировавших её облик сил, а также для познания оригинальных способов,
благодаря которым разные народы мира адаптируются к различным условиям
окружающей среды, обучение географии помогает людям понять и осознать, как именно образуются ландшафты, каким образом взаимодействуют
люди и окружающая среда, каковы последствия наших повседневных пространственных
решений, каковы причины природного разнообразия и связанная с ними мозаика
культур и обществ.
Поэтому география – жизненно важный предмет и
источник знаний для людей XXI века, живущих в тесно взаимосвязанном мире. Это
позволяет поставить вопрос о том, что значит обеспечить устойчивое
существование в этом мире. Географически образованные индивидуумы осознают
значимость общественных взаимоотношений и свою ответственность перед окружающей
средой и перед другими людьми. Географическое образование помогает людям
научиться гармоничному сосуществованию со всеми живыми существами.
К весомым аргументам в пользу географического
образования можно отнести следующие:
Географическое положение является ключевым фактором
нашего существования, особенно в эпоху глобализации и Интернета, когда
географическое знание с акцентом на пространственное многообразие обеспечивает
рациональный и практичный взгляд на повседневную жизнь.
География - дисциплина, концентрирующая знания о
местах и регионах. Понимание уникальности тех или иных контекстов и
обстоятельств во взаимосвязанном мире помогает углубить наше понимание общественного
разнообразия.
География сфокусирована как на изучении глобальных и
локальных проблем и явлений, так и взаимосвязей между ними.
География исследует взаимосвязи между обществом и
окружающей средой применительно к конкретным районам и местам, изучает явления
и проблемы, которые имеют ярко выраженную географическую составляющую,
например, природные катастрофы, изменение климата, энергообеспеченность,
миграции, землепользование, урбанизацию, бедность
и территориальную идентичность. География служит мостом между естественными и
общественными науками и способствует комплексному изучению подобных вопросов.
География помогает людям критически
осмыслить возможности достижения устойчивого образа жизни на местном и
глобальном уровнях и понять, как им для этого следует действовать. География —
это намного больше, чем просто изучение множества фактов и понятий. Она
сфокусирована на изучении закономерностей и процессов, которые помогают лучше
узнать непрерывно меняющуюся планету. Географические знания и навыки, особенно
когда они опосредуются через геопространственные технологии, предлагают
уникальные возможности для осмысления современного мира. Вместе взятые они
образуют бесценный набор навыков ХХI века, востребованных уже сегодня и
необходимых завтра.
Представленная
Хартия по географическому образованию
была подготовлена профессорами Й. ван дер Шее и Д. Линдстоном,
сопредседателями Комиссии МГС по географическому образованию. Русскоязычная
версия Хартии по географическому образованию подготовлена Национальным комитетом
российских географов. Перевод на русский язык - к.г.н. А.С. Наумов и
к.г.н. А.Б. Себенцов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий