суббота, 28 декабря 2019 г.

Миллион видов скоро вымрет…


Очередное предсказание ужасного будущего. Доклад Пленума Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам о работе его седьмой сессии.
В принципе можно игнорировать ведь: или научный подход к биоразнообразию, или политический. Если открыто указано – «научно-политическая платформа», стало быть наукой тут только прикрываются (как обычно: все что «концепции» противоречит просто игнорируется).
Так, вот помимо заявлений, которые можно кратко передать тезисом – «природу нужно любить и охранять», указываются некоторые количественные оценки.
«Глобальные темпы исчезновения биологических видов уже минимум в десятки-сотни раз превышают средний показатель за последние 10 миллионов лет и ускоряются».
И далее «…из восьми миллионов видов животных и растений…1 миллион находится под угрозой…» Именно это и понесли разные СМИ, претендующие на «серьезное отношение к науке». Большей частью в такой трактовке: «в ближайшее время вымрет миллион видов!!!».


В самом докладе после данной фразы в скобках скромно указано: «установлено, но не окончательно»).

Я бы сказал, что правильнее: не установлено, а предполагается экспертами.
Все количественные оценки имеют смысл, если мы знаем сколько этих самых биологических видов сейчас имеется. Так вот, 1750000 видов открыто, зарегистрировано, учтено учеными. А всего предполагается существует от 5,5 до 14 миллионов видов. То есть из общего числа видов известны науке 12,5-31,8% (https://geoecograph.blogspot.com/2014/12/Skolko-vidov-zhivyh-organizmov-na-Zemle.html).
В приведенной таблице указаны около 35 тысяч видов. В разных группах доля видов, находящихся под угрозой, составляет от 10 до 60%. Причем, планку провели с хорошим запасом. По самой изученной группе (10966 видов) – птицам, доля находящихся под угрозой около 15%. А по млекопитающим (5593 вида) – около 30%.
По этой выборке (35 тысяч или 2% от всех известных видов) вывели, что под угрозой находится 1 миллион из 8 миллионов. То есть 1 миллион гипотетических видов находится под угрозой вымирания из 8 миллионов гипотетических видов. Как это соотносится с реальностью? Почему бы не оперировать только известными видами? То есть в рамках 1750000, а не гипотетическими 5,5-14 миллионами?
А вот самое интересное и начинается. В докладе указано, что с 1500 года вымерло 680 позвоночных видов – научно зарегистрировано и доказано. За 500 лет – 680 позвоночных видов.
Всего позвоночных животных насчитывается 55000 видов. Легко посчитать за 500 лет вымерло около 1% позвоночных животных. Под угрозой находится 10-30% позвоночных животных, то есть несколько тысяч видов. Почему за 500 лет вымер 1%, а «скоро вымрет» - 10-30%? Почему?
И где еще около миллиона видов? Миллион еще неоткрытых видов? Гипотетических?
Количество открытых видов постоянно растет и формально растет таксономическое разнообразие. Причем прирост видов, за счет их открытия», существенно превышает (на порядки) их убыль в связи с вымиранием. А ведь еще идет процесс видообразования, который вообще не учитывается.
Но все это сложно и неоднозначно. А эксперты сказали: миллион и точка. Все понятно. С тем же успехом можно было сказать 10 миллионов, 100 миллионов, миллиард… Этот прогноз имеет такую же точность, как гадание на кофейной гуще или печени жертвенного козла.
Теперь про «глобальные темпы…». Любое прямое сравнение современных данных с данными, полученными из геологической летописи, просто не имеет смысла. Потому что, геологическая летопись характеризуется значительной неполнотой (https://geoecograph.blogspot.com/2015/01/Nepolnota-geologicheskoj-letopisi.html). Нет единого мнения какой % существовавших в тот или иной интервал геологического прошлого видов организмов, сохраняется в виде фоссилий в слоях горных пород. Разбежка – от десятых долей до нескольких % (два порядка). Скорость вымирания по палеонтологической летописи рассчитывается на значительных временных интервалах – миллионы лет, все краткосрочные колебания – сглаживаются, усредняются. Современные данные – это сотни лет. Это и есть одно краткосрочное колебание. Нельзя сравнивать несравнимое. Но если «политическая платформа», то очень даже можно.
Далее вымирание всегда сопровождается появлением новых видов и то, что называют «массовым вымиранием», это в значительной степени не исчезновение части видов, а непоявление новых видов на место вымерших. Поэтому диагностируют «массовое вымирание» в масштабах геологического времени на основе соотношения вымерших и появившихся новых видов. Если мы хотим применить палеонтологическое (палеоэкологическое) понятие «массового вымирания» к современности, то также должны учитывать как исчезнувшие, так и появившиеся виды. А никакого учета появившихся нет. Есть только учет открываемых видов. А это две большие разницы.
Находясь на научной платформе, следует признать: количественные оценки и прогнозы темпов вымирания базируются на очень больших допущениях и натяжках. Оценка изменений таксономического разнообразия без предварительной инвентаризации этого разнообразия колеблется в самых широких границах. Получается, что мы спорим об оценках гипотетического (виртуального) вымирания гипотетических (предположительно существующих) видов. Сколько там ангелов поместится на кончике иглы?
Неужели нет никакой проблемы биологического разнообразия? Как раз есть! И очень большая проблема. Только оценить ее на основе таксоноцентрического (т.е. упертого на число видов, родов и других таксонов классификации организмов) подхода нельзя.
Наш эксперт М`айк говорит, что вымрет миллиард...



Комментариев нет:

Отправить комментарий